1
Главное меню

Рациональная организация труда учителя и учеников

Автор: Григорян С.Ш.
Дата добавления: 2011-06-05

Одним  из  направлений  программ  по  формированию  и  сохранению  здорового

образа  жизни  является  рациональная  организация  труда  учителя  и  учеников.

Рациональная  организация– это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

Работа (учеба) «любой ценой» и на пределе возможностей очень часто заканчивается срывом  и физическим, и психическим.

Снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной  организации  учебного  процесса:

Рациональная организация учебного процесса  включает  в  себя:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

• рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этих  принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации обучения. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением ряда предметов.

Физиологические особенности школьного возраста требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, к организации здоровьесберегающей структуры урока, чтобы обучение не превратилось в фактор негативного воздействия на здоровье.

Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников.Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

Разберемся в содержании этих   принципов. Что такое рациональная организация учебного процесса? Это прежде всего соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника и определяют требования к помещению школы, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья школьников. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку детей и в школе (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). В СанПиНах даны и возрастные нормативы сна, прогулок на воздухе. Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка совсем не мала. Например, для второклассников (при пятидневной учебной неделе) – это 5 уроков в школе и до 1,5 часов домашних заданий, то есть 6,5 часов. У старшеклассников нагрузка значительно выше – 6 часов в школе и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов. Напомним, что рабочий день взрослого человека длится 8 часов. Но далеко не у всех детей, особенно в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением ряда предметов, учебная нагрузка действительно ограничена нормативами. СанПиНы – это так называемая внешняя регламентация. Любой учитель знает, что иногда один урок может вызвать такое напряжение и утомление, какого не вызовет и целый учебный день, а бывают учебные дни, которые стоят недели. Значит, сам урок, учебный день и учебную неделю можно организовать по-разному.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов:физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Существуют общие закономерности динамики работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление.Схематически кривую работоспособности можно представить следующим образом:

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

Показатели рациональной организации учебного

процесса:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность + продолжительность выполнения домашних заданий.
  •  дополнительные занятия в школе – факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы).
  •  занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий.

Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать нормативы, установленные СанПиНом.

Расписание  уроков  в  школе  должно  быть  составлено  с  учетом  степени

сложности  предмета  для  восприятия  учащихся.

 

 

Учебный предмет

Балл

 

 

Математика, русский язык (для национальных школ)

11

 

 

Иностранный язык

10

 

 

Физика, химия

9

 

 

История

8

 

 

Родной язык, литература

7

 

 

Природоведение, география

6

 

 

Физкультура

5

 

 

Труд

4

 

 

Черчение

3

 

 

Рисование

2

 

 

Пение

1

 

 

Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.

Рассмотрим  преподаваемый  мной  предмет  географию,  используя  эти  факторы:

По  степени  трудности  география  обогнала  русский  язык  и  математику,  так

как  основная  цель  географии  создать  в  сознании  ребенка  целостную  картину

мира.

По  степени  насыщенности  видами  деятельности  на  уроке  среди  предметов  за

нимает   далеко  не  ведущие  места. 

Эмоциональное  состояние  учащихся  на  высоком  уровне  поддерживается  хара

ктером   предмета,  его  содержанием.    

 

Технические средства

1 класс

10 класс

TV

15 мин

20–35 мин

Кинофильмы

15–20 мин

20–25 мин

ЭВМ

10 мин

(одноразовая)

20–30 мин

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышает наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой – технические средства обучения (ТСО) увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подаче ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

Использование компьютеров в старших классах приводит к большей утомляемости, в основе которой лежит несколько причин:

1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации и

2) хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия.

Педагоги и психологи считают оптимальным следующее распределение времени на уроке типа телевизионной лекции: 5 мин в начале урока для работы учителя с классом; 25–35 – передача и от 5 до 15 мин – работа учителя с классом по усвоению материала, его обобщению и дополнению. При телевставке на уроке время можно распределить так: 15 мин – для работы учителя, 15–20 – телевставка и оставшиеся 15–10 мин – работа учителя по просмотренным материалам или дальнейшее изложение курса.

Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием:

а) передач длительностью свыше 25–35 мин (в зависимости от предмета);

б) преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора;

Классная комната должна быть проветрена, температура в ней должна быть комфортной.

            Напомним, что оптимальная температура воздуха в помещениях школы

 

Помещение

 

Градусы С

Учебные кабинеты

 

18-21

Спортивный зал

 

15-17


            Резкое отклонение от оптимальной температуры оказывает существенное влияние на температурный гомеостаз организма, его психостатус, на функциональную активность органов и систем и, в конечном итоге, на работоспособность школьника. При этом адаптационные возможности организма испытывают определенное напряжение, вплоть до стрессового.

Уровень влажности влияет также на работоспособность, изменяя тепловой баланс организма: низкая влажность (менее 30%) приводит к потере жидкости и минералов через кожу и слизистые, а высокая (более 60%) – к избыточному потовыделению (для предупреждения перегревания), но низкому потоиспарению. Следовательно, подобные условия затрудняют сердечную и мышечную деятельность, создают дополнительную нагрузку на адаптационные системы организма, снижают работоспособность человека.

Обратите внимание на оформление кабинета

Настраивает ли внешний вид кабинета на рабочий лад, есть ли ощущение комфорта. Важно обратить внимание на:

  • Санитарное состояние кабинета (чистота пола, мебели, нормальная освещенность)
  • Состояние мебели (соответствие мебели росту учеников, функциональность мебели)
  • Озеленение кабинета
  • Качество и эстетика наглядных пособий, дидактического материала
  • Цветовая гамма (мебели, отделки стен, пола, штор)

Ход  рационального  урока.

 

  1. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
  2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут).
  3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут).
  4. Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
  5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут).
  6. Наличие и место на уроке таких методов, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действий, выбор способа действий, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, интерактивные приемы, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, воображения, самооценки).
  7. Место и длительность применения ТСО

Длительность просмотра (мин)

Классы

 

диафильм

кинофильм

телепередачи

1-2

 

7-15

15-20

15

3-4

 

15-20

15-20

20

5-7

 

20-25

20-25

20-25

8-11

 

25-30

25-30

25-30

  1. Поза учащихся, чередование позы (учитель наблюдает за посадкой учащихся).
  2. Наличие и место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (норма: на 20 и 35 минутах урока по 1 минуте занятий).
  3. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни.
  4. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.
  5. Психологический климат на уроке.

- Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность - пассивность).

- Наличие эмоциональных разрядок на уроке: поговорка, известное высказывание, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.

.

В конце урока обратите внимание на следующее:

 

  1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75-80%).
  2. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы ( норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для классов компенсирующего развития).
  3. Темп окончания урока:
  4. быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
  5. спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание;
  6. задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене, которая предназначена для отдыха ребенка).

Следует напомнить, что на уроке на организм ребенка воздействуют

следующие виды нагрузок:

  • умственная,связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний;
  • динамическая,как правило, организована на уроке недостаточно, что приводит к гиподинамии;
  • статическая,связанная с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время урока, очень тяжела для растущего организма младших школьников и нередко отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.

 

Факторы урока

Уровни  рациональности  урока

Рациональный

Недостаточно рационал-й

Нерационал-й

Показ-ль

1

Санитарно-гигиенические условия урока:

  • воздушно-тепловой режим;
  • освещенность;
  • соответствие мебели росту учеников;
  • чистота и эстетика кабинета;
  • цветовая гамма кабинета.

 

Соответствуют нормам СанПИНа

Не соответствуют нормам СанПИНа по одному из факторов.

Несоответствие нормам СанПИНа по нескольким факторам

 

2

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

 

85-90%

Более 90%

 

3

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

 

4

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

 

Не более 10 мин.

11-15

Более 15

 

5

Частота чередования различных видов деятельности

 

Смена не позже чем через 7-10 минут

Через 11-15 минут

Через 15-20 минут

 

6

Количество видов преподавания

 

Не менее 3-х

2

1

 

7

Наличие физкультминуток

На 20-35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких с повторением каждого.

1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью

 

отсутствуют

 

8

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

 

Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции.

 

9

Наступление утомления учащихся

 

Не ранее 40 минут

Не ранее 35-37 минут

До 35 минут

 

10

Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения

Демократический

Демократический с проблемами организации сотрудничества

 

Авторитарный попустительский