Сведения об образовательной организации

Реактивное движение. 10 кл

Автор: Бочкарева С.А.
Дата добавления: 2011-06-04

Цели урока для учителя:

§        проверить степень усвоения теоретического материала по теме “Импульс тела. Закон сохранения импульса”;

§        познакомить учащихся с реактивным движением;

§        закрепить понятие реактивного движения и обсудить этапы освоения космического пространства.

Цели урока для учащихся:

Выяснить:

§        за счёт чего происходит реактивное движение  

§        особенности реактивного движения.

Задачи:

  • Образовательные:
    • ввести понятие реактивного движения;
    • распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;
    • способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.
  • Воспитательные:
    • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
    • активизировать деятельность учащихся на уроке.
  • Развивающие:

o          дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;

o           побудить к активной работе;

o          воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;

o          формировать  научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Формы:индивидуальная, фронтальная, групповая работы;

и методы:наглядное практическое, исследовательское закрепление.

Здоровье сохраняющие технологии: проветривание, упражнения для зрения, перемещения по кабинету, разнообразные формы работы.

 

ТСО и наглядность:

  • ПО: ОС Windows, Microsoft Power Point, MicrosoftWord, MicrosoftExcel, мультимедиа – проектор, CD-диск курса “Открытая физика”, версии 1.1
  • Презентация “Реактивное движение”, «Тест»
  • Карточка контроля знаний (Приложение 1)
  • Карточка рефлексии (Приложение 6)

План урока.

 

1.     Организационный момент. (3 мин.)

2.     Повторение пройденного материала. (10 мин.)

3.     Изучение нового материала. (12 мин.)

4.     Закрепление полученных знаний. (11 мин.)

5.     Домашнее задание. (2 мин.)

6.     Подведение итогов урока. (2 мин.)

 

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

1.

Организационный момент:

  • Объявление темы урока
  • Объявление целей и задач урока
  • Объявление плана работы на уроке
  • Представление карты контроля

Монолог учителя

3 минуты

2.

Повторение пройденного материала:

  • Компьютерное тестирование (1 группа)
  • Решение задач (2 группа)
  • Взаимоконтроль
  • Индивидуальная работа в группах по интересам (личностно-ориентированный подход),
  • взаимоконтроль. Здоровьесберегающие технологии:
  • перемена деятельности (при взаимоконтроле),
  • перемещение по кабинету,
  • упражнения для глаз после работы за компьютером и при работе с дальними предметам).

8 минут

 

 

 

 

 

 

2 минуты

3.

Изучение нового материала:

  • Демонстрация эксперимента с шариком
  • Движение банки с вытекающей из нее жидкостью
  • Демонстрация презентации (первая половина (понятие реактивного движения, примеры из жизни и животного мира, устройство и принцип работы ракеты, многоступенчатая ракета, вывод формулы из закона сохранения импульса, вопрос))
  • Демонстрация модели реактивного движения (как ответ на вопрос, диск «Открытая физика»)

 

  • Фронтальная беседа
  • Проведение эксперимента
  • Работа с мультимедийный проектором (ИКТ)
  • Демонстрация эксперимента на диске
  • Работа в тетрадях

12 минут

4.

Закрепление полученных знаний:

  • Кроссворды 
  • Решение качественных задач (рассмотрение проблемных ситуаций)
  • Демонстрация второй половины презентации (история освоения космоса)
  • Выступления учащихся

 

 

  • работа за компьютером
  • работа на листках (индивидуальная работа)
  • чтение сообщений учащимися

11 минут:

 

6 минут

 

 

 

5 минут

5.

Подведение итогов урока:

  • домашнее задание
  • выставление оценок
  • рефлексия

 

  • монолог учителя

 

  • оценка урока учащимися

4 минуты:

2 минуты

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

Ход работы на уроке:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль

1.Организационный момент.

Вводное слово.

Готовят к уроку карту  контроля

 

2. Повторение пройденного материала.

Контролирует процесс прохождения тестирования и решения задач.

1 группа: проходят тестирование

2 группа: решают задачи

Взаимопроверка

 

3. Изучение нового материала.

Проблемный эксперимент.

Показывает опыты

Демонстрирует презентацию «Реактивное движение» и даёт комментарии, раздает учащимся картинку с ракетой

Участвуют в проведении опытов.

Слушают и вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы учителя, записывают тему и формулы в тетрадь

Учитель фиксирует ответы учащихся и выставляет баллы (проговаривает)

4. Закрепление полученных знаний.

Контролирует процесс.

Решают кроссворд №1 и №2 и качественные задачи (работают в парах и индивидуально)

Проверка на доске

5. Домашнее задание.

Записывает на доске.

Записывают в дневник.

 

6. Итоги урока

Комментирует результаты заработанных баллов.

Подсчитывают баллы, выставляют оценки.

Таблица рейтинга в «Карточке контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

      I.      Организационный момент.

 

Начало демонстрации презентации «РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ». На экране тема урока (Слайд 1).

Учитель:- Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди о том, чтобы когда-нибудь побывать на небесных телах.

    «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство». Этими замечательными словами (К.Э. Циолковского),  я хочу начать наш сегодняшний урок, на котором мы познакомимся с практическим применение закона сохранения импульса. Сегодня мы с вами будем применять полученные ранее знания по темам: «Законы Ньютона» и «Закон сохранения импульса».

Для оценки своих знаний предлагаю воспользоваться «Картой  контроля». В неё вы в течение урока на каждом этапе будете самостоятельно выставлять заработанные баллы, а в конце урока мы подведём итог.

 

   II.      Повторение пройденного материала.

 

«ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ!»

 

1 - я группа: предлагаю компьютерное тестирование по теоретическому материалу. (5-6 человек) (ответы в Приложении 7)

2 - я группа: самостоятельное решение задач из презентации (Слайд 2), работа на листочках, на знание и умение применить формулы импульса (5-6 человек)

 

 Упражнения для глаз при работе на компьютере и сосредоточенной работе (Слайды 3и 4).

 

Упражнения для глаз при работе на компьютере

 

Упражнения для глаз при сосредоточенности на одном месте

 

Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

 

Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.
Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.

 

Закончить гимнастику необходимо массажем век:
Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представьте себе погружение в полную темноту.

 

 

III.      Изучение нового материала.

 

Продолжение презентации «РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Слайд 5).

 

«ТЫ ЦИОЛКОВСКИМ МОЖЕШЬ И НЕ БЫТЬ, НО   ИМПУЛЬС  ПРИМЕНЯТЬ  ОБЯЗАН!»

 

Проблемный эксперимент

Учитель просит учащегося надуть резиновый шарик и отпустить его. Шарик приходит в движение; в банку с двумя отверстиями наливается вода, банка, подвешенная на нити, начинает крутиться.

Учитель:За счёт чего шарик и банка приходит в движение?

Учащиеся:Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух, а банка за счет того, что из нее выходит вода.

Учитель:Движение шарика и банки являются примерами реактивного движения, и вы правильно указали причины их движения.

Учитель: Что общего в первом и во втором опытах?

Учащиеся: Банка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (вода, воздух).

Учитель:Так что же такое реактивное движение по вашему мнению?

Учащиеся пытаются сформулировать определение реактивного движения.

Учитель: Давайте посмотрим, правы ли вы.

Продолжение презентации «РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ». При объяснении используются Слайды 6-12.

 

В презентации формулируется вопрос (Слайд 13), с которым учитель обращается к классу.

Учащиеся отвечают на вопрос и, как подтверждение их слов на экране компьютера  демонстрируется модель реактивного движения с диска «Открытая физика 1.1» (в презентации висит картинка Слайд 14).

 

 

IV.      Закрепление полученных знаний.

 

Этап «РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ. ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА».

 

На данном этапе учащиеся рассаживаются за компьютеры по два человека и разгадывают кроссворды 1 и 2 (Приложение 2) с помощью учебника (8-9 человек), составленные учителем в программе MSExcel, и решают качественные задачи (Приложение 3) с последующей проверкой и выставлением набранных баллов (Слайд 15).

 

Учитель: В конце первого тысячелетия нашей эры в Китае изобрели реактивное движение, которое приводило в действие ракеты - бамбуковые трубки, начиненные порохом, они также использовались как забава. Один из первых проектов автомобилей был также с реактивным двигателем и принадлежал этот проект Ньютону (Слайды 16и 17).

 

Демонстрируется Слайд 18. На его фоне звучат слова учителя.

 

Учитель:    Учёные великие, открыв законы новые,
                   Чтоб не пропасть им создали науку для людей.
                   Нашли названье “Космос” ей,
                   И до сих пор живёт она,
                   Как целое собрание открытий и идей.
                   Кибальчич, Циолковский,
                   Королёв, Жуковский
                   Подняться в небо помогли
                   Огромным кораблям…


Сообщения учащихся о Циолковском (Приложение 4) и Королеве (Приложение 5).

 

На фоне этого демонстрируются Слайды 19-21 презентации.

 

   V.            Домашнее задание.

§§ 34, 35, №158 (168).

 

VI.            Подведение итогов урока.

На этом этапе подсчитывают набранные баллы и выставляют оценку соответственно шкале – рейтинга.

 

VII. Рефлексия.

« Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стань хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могуществен и свободен».

К.Э. Циолковский

- Как вы думаете, зависит ли счастье и свобода человека от веры в себя, от уверенности в своих силах? Чувствовали ли вы у себя за спиной крылья на сегодняшнем уроке? (учащиеся отвечают на вопрос в течении 2 минут).

 

Слайд 22.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КАРТОЧКА  КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  ______________________

Вид деятельности

Количество баллов в задании

Твои баллы

1

 «Повторение - мать учения»  (тесты или решение задач)  

Максимальное количество баллов 10.

 

 

2

«Ты Циолковским можешь и не быть, но импульс  применять  обязан!»

За каждый правильный ответ 1 балл (учитель контролирует по списку, учащийся выставляет себе в листок сам)

Максимальное количество баллов не ограничено

 

4

«Разгадай кроссворд»

Баллы выставляются по 1 за каждое правильно отгаданное слово. Максимальное количество баллов 7 Баллы за верное решение задачи – 7

Самопроверка – ответы на доске

 

 

Общее кол-во баллов

 

 

ТВОЯ ОЦЕНКА

«5» - 20 и более баллов, «4»- от 16 до 18,

«3»- от 10 до 15, «2»- менее 10 баллов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Кроссворд 1.

 

По вертикали: Декарт.

 

По горизонтали (сверху вниз): ракета – кальмар – сила – каракатица – спутник.

 

Кроссворд 2.

 

 По горизонтали (сверху вниз): _________________- каракатица – осьминог – Ньютон – импульс – ракета – медуза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карточка 1.

 

Летел звездолет по космической трассе,
И встречные звезды сверкали и гасли.
Как мог в безвоздушном пространстве повеять
Упругий под птичьими крыльями ветер?
Как мог, из каких перелетов и странствий,
Он вдруг оказаться в межзвездном пространстве?...

Н.Сапрыгина.
"Космический лебедь"

Почему возможно движение ракеты в безвоздушном пространстве, а движение самолета в тех же условиях невозможно?

 

Карточка 2.

 

Наберет он в рот воды - чтобы не было беды,
Изо всех силенок дунет, на врага водою плюнет
И мгновенно удерет, как ракетный самолет!

А.Петров. "Кальмар"

Каков принцип передвижения кальмара?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

СООБЩЕНИЕ О ЦИОЛКОВСКОМ.

 

Циолковский родился в 1857 году в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего делопроизводителем Лесного отделения Рязанской палаты государственных имуществ. В 10 летнем возрасте с мальчиком случилось несчастье: после скарлатины он оглох, и глухота эта осталась на всю жизнь. Глухота, хотя и неполная, всё же отдалила Циолковского от компании сверстников, товарищей по школе. Он пристрастился к чтению и очень рано начал самостоятельную научную работу. Без всякой помощи, пользуясь только книгами, Циолковский прошёл курс высшей математики. Окончив школу, он подготовился к экзамену на учителя, и, сдав его начал трудную, из-за плохого слуха работу преподавателя. Сколько сил ни отнимала у него преподавание, он всегда находил время для научной и изобретательской работы. Над чем же он работал? “Самый удобный путь – воздушный, - писал Циолковский - он кратчайший, не замерзает, не требует ремонта, наиболее безопасный, существует для всей суши и всех морей”.

Управляемый воздушный корабль – вот что хотел создать Константин Эдуардович.

В 1895 году в своих “Грёзах о Земле и небе” высказал идею создания искусственного спутника Земли.

1897 г. 10 мая - Циолковский вывел гениальную формулу, она получила название "формула Циолковского", установившую зависимость между:

  • скоростью ракеты в любой момент
  • скоростью истечения газов из сопла
  • массой ракеты
  • массой взрывных веществ.

1903 г. Публикация труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В этом пионерском труде Циолковский:

  • впервые в мире описал основные элементы реактивного двигателя;
  • пришёл к выводу, что твёрдые виды топлива не годится для космических полётов, и предложил двигатели на жидком топливе;
  • полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия;
  • вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения;
  • высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам;
  • проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.

О своём смысле жизни Циолковский говорил так:

“Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

СООБЩЕНИЕ О КОРОЛЕВЕ.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности. Еще в школьные годы он отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции— “безмоторного самолета К-5”.

Конструкторский коллектив под руководством Сергея Павловича Королева : 4 октября 1957 г. запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет. 12 апреля 1961 г1 снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль “Восток”, он реализует первый в мире полет человека — гражданина Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

Видео запись запуска первого космического корабля.

Еще в процессе создания космического корабля “Восток” Королев начал разработку на его конструктивной основе первого отечественного спутника-фоторазведчика “Зенит” для Министерства обороны.

Разработал первый отечественный спутник связи и телевещания “Молния-1”.

Сергея Павловича Королева по праву считают генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники. Он является первопроходцем развития отечественной ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полет его мыслей.

С именем Королёва, навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

 

Карточки для рефлексии.

 

« Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стань хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могуществен и свободен».

К.Э. Циолковский

- Как вы думаете, зависит ли счастье и свобода человека от веры в себя, от уверенности в своих силах? Чувствовали ли вы у себя за спиной крылья на сегодняшнем уроке?

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

 

№1 – толчок.

№2 – количество движения.

№3 – Рене Декарт.

№4 – кг*м/с.

№5 – в сторону движения тела.

№6 – величина равная произведению массы тела на его скорость.

№7 - p= m* V

№8 – Ньютон.

№9 - p1 / + p2 / = p1 + p2

№10 - m1V1 + m2V2 = (m1+m2)*V

 

Готовый урок + дополнительные материалы можно скачать кликнув по ссылке