1
Главное меню

Психолого - педагогическое сопровождение

Дата добавления: 2017-04-27

 Работа психолога

В МОУ «СОШ№16» существует служба психологической помощи, в которой педагогом-психологом работает  . Образование: СГУ им. Н.Г.Чернышевского по специальности педагог-психолог.

График работы педагога-психолога МОУ «СОШ№16» на 2018-2019 уч. год

День недели

Часы работы

Понедельник

08:00-16:00

Консультации для учащихся с 14.00 до16.00

Вторник

08:00-15:00

Консультации для учителей с 14.00 до 15.00

Среда

День методической работы

Четверг

08:00-15:00

Консультации для родителей с 14.00 до 15.00

Пятница

08:00-15:00

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад и сейчас это уже обычное явление. Предлагаю познакомится ближе с особенностями деятельности.  В обязанности педагога-психолога входит работа с учащимися 1- 11 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса, с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения.

Психологическая диагностика включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Как правило- это методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

По результатам диагностики психолог строит свою дальнейшую работу. Среди учащихся выделяется так называемая «группа риска», нуждающихся в коррекционных занятиях.  Работа с такими детьми  начинается с разработки  рекомендаций для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися. С детьми проводятся коррекционные занятия. Они могут быть и индивидуальные, и групповые. В процессе занятий  психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка.  В занятиях я использую различные техники, такие как: арт-терапия, сказкатерапия, релаксация, занятия с элементами тренинга. Все зависит от поставленных целей и возраста школьников.

Для внеурочной  деятельности социально-психологической направленности  с начальными классами  использую программу занятий «Тропинка к своему Я» (1-2 классы) , «Учусь учиться: развитие познавательных способностей» (3-4 классы)

Еще одним аспектом деятельности школьного психолога является индивидуальная работа с детьми с ОВЗ. Занятия проводятся в рамках индивидуального образовательного маршрута. Основной задачей данного вида работы является  коррекционная помощь детям младшего школьного возраста в развитии познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления).

Психолого-педагогическое консультирование: в работу психолога входит консультирование родителей и лиц их заменяющих. Данная работа проводится по запросу. В ходе консультации совместно с родителями разрабатываются рекомендации по решению возникших школьных проблем.

На консультацию часто обращаются и подростки. Даже только от ощущения того, что его выслушали и  поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок  идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает,  а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному. Приятно осознавать то, что в современном мире молодые люди, которые сами не справляются со своими переживаниями, знают к кому можно обратиться за помощью.

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения. Работа в этом направлении может быть организована, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

Еще одним направлением в моей работе является  психологическое просвещение. Оно  заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях. Кроме того психологи участвуют в педсоветах, где принимают участие в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс.

Все перечисленные мной функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Программа внеурочной деятельности социально-психологической направленности "Учусь учиться: развитие позновательных способностей"

Программа внеурочной деятельности социально-психологической направленности "Тропинка к своему я" для 1 класса

Программа внеурочной деятельности социально-психологической направленности "Тропинка к своему я" для 2 класса

Программа оказания помощи обучающимся в социальной адаптации, профориентации, получение дополнительных профессиональных навыков, трудоустройстве.

Договор о профессиональной ориентации

Договор профориентационной работы

План проведение профориентационной работы

Договор о сотрудничестве школа-вуз

Кабинет пихологической разгрузки

Интенсивный ритм жизни работников школы, увеличение объема их трудовой деятельности на фоне низкой двигательной активности порождает  диссонанс между требованиями, предъявляемыми к эмоциональной сфере интеллекту и сравнительно малой физической нагрузкой учителя. Работа нервной системы в данном ритме зачастую приводит к повышению психического напряжения, неумению абстрагироваться от проблем, расслабляться, выходить из стрессовых ситуаций,  обретать физическое и эмоциональное  равновесие. Учитывая все это,  для психологической службы в школе  создан кабинет психологической разгрузки.

Кабинет психологической разгрузки работает в пяти режимах:

1. Психологическая разгрузка обучающихся и сотрудников учреждения после напряженного рабочего или учебного дня, или в специально отведенное для этого время.

2. Психологический настрой (мобилизация) тех обучающихся и сотрудников,  которые тяжело включаются в интенсивный ритм работы в начале трудового дня, также обучение методам мобилизации в стрессе (опрос у доски, экзамен, контрольная работа и т.п.).

3. Снятие психологического напряжения у преподавателей и учеников.

4. Психопрофилактическая работа со здоровыми сотрудниками и учениками, обучение их методам медитации, релаксации, аутогенной тренировки и навыкам бесконфликтного общения.

 

 

Работа логопеда 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

В настоящее время в школе действует логопедический пункт, где логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений  младших школьников.

Учитель-логопед:  Булюкина Елена Александровна.

Образование: высшее педагогическое.

ГРАФИК РАБОТЫ учителя-логопеда  МОУ «СОШ №16» на 2018/2019 учебный год 

понедельник

10.00-14.00 – индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия

вторник

9.00-13.00 - индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия

среда

8.30- 11.30- методическая работа

11.30-12.30- консультации для педагогов

четверг

9.20-14.00 - индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия

пятница

9.50-14.00- индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия

13.20-14.00 – консультации для родителей

 В задачи школьного логопеда входит коррекция звукопроизношения, развитие связной речи, артикуляционной моторики, формирование обобщающих понятий, развитие фонематического (речевого) слуха, обучение навыкам словообразования и словоизменения, формирование предпосылок к обучению грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).  В ходе работы решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление); формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки). И все же основным направлением работы учителя-логопеда в школе является коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников, и препятствует успешному усвоению программного материала.

Учитель- логопед участвует в коррекционно-образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в речевом и психическом  развитии детей.       Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе 2-3 раза в неделю. Основной формой являются групповые занятия, как правило, они проводятся во внеурочное время. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий - 20 минут. В каждой группе по 3-6 человек. В работе используются разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного образовательного стандарта. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.  Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Так же учитель-логопед проводит индивидуальные коррекционно-компенсирующие занятия с детьми с ОВЗ в рамкам индивидуального образовательного маршрута, с учетом АООП НОО МБОУ «СОШ № 16».

Таким образом, цель логопедических занятий - помочь ребёнку вовремя преодолеть все сложности.

В период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая учитель-логопед проводит  углубленное логопедическое обследование школьников для определения уровня речевого развития, специфических речевых нарушений различного происхождения. После обследования комплектует группы для занятий с учётом выявленных нарушений речи, планирует направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год.

Всего в 2016- 2017 учебном году на логопункт школы зачислено 30 человек:

4 чел. – ученики 1-х классов (коррекция звукопроизношения, профилактика нарушений письма и чтения);

16 чел. – ученики 2-х классов (из них 14 чел- подгрупповые занятия по коррекции нарушений письма и чтения, 2 чел –ОВЗ);

8 чел.- ученики 3-х классов (подгрупповые занятия по коррекции нарушений письма и чтения);

2 чел. – ученики 6-х классов (ОВЗ);

Безусловно, при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации, то есть формирует родительскую и педагогическую компетенцию в вопросах преодоления речевых нарушений детей. За консультацией вы можете обратиться к учителю-логопеду школы, согласно графику работы.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа "Речевая практика"

Коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающегося 2 класса с ЗПР

Коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающегося 2 класса с умственной отсталостью

Коррекционно-развивающая логопедическая  программа для обучающегося 6 класса с умственной отсталостью

Памятки родителям

Памятка для родителей будущих первоклассников

Артикуляционная гимнастика 

Советы логопеда родителям на лето

Какие ошибки должны насторожить родителей